22 апреля 2016 г.

Казахстанский каскадер и постановщик трюков Александр Терехов рассказывает о том, как тяжело "погибать" за других


Сейчас сложно представить кино, в котором нет динамики, погонь с разбиванием машин на оживленной трассе, падающих вертолетов, героев, прыгающих с вагона на вагон на скоростном поезде, перестрелок в супермаркетах и бесконечных взрывов целых кварталов. Нашему зрителю так нравятся современные герои, ведь они бессмертны, бесстрашны, всегда вооружены и рискованны. Но в кадре у каждого такого героя есть второе "я", человек, который звездой экрана себя вовсе не ощущает, но выполняет за актера все самые сложные трюки. О том, тяжело ли "погибать" за других, мы поговорили с постановщиком трюков и президентом ассоциации каскадеров Казахстана "Terechov-stunt" Александром Тереховым.
– Что побудило вас выбрать такую необычную и рискованную профессию?

– Мой отец был мастером спорта по мотокроссу, занимался спидвеем и с раннего возраста брал меня на все соревнования, я проникался атмосферой спортивных моторов. Мотоспортом тогда заниматься было рано, и я увлекался классической борьбой и единоборствами. Смотрел фильмы с погонями и гонками… Таким образом и родилась мечта стать каскадером.
Начал я с машин, учился делать трюки на автомобилях, развороты, ездить на двух колесах. Но всегда хотелось чего-то большего – реализовать себя в кино, например. Ведь автородео это не постоянная работа, нужно на что-то жить. К тому времени у меня уже был определенный набор трюков, которые были профессионально отточены.  
В тот момент мне позвонил Баходир Джалметов, он собирал команду каскадеров, на фестиваль в Москву. Я отправил ему свой материал, и вскоре меня утвердили  как участника на международном фестивале в Москве в рамках чемпионата мира среди каскадеров. Ребята делали свои конные программы, а я исполнил трюк на автомобиле, заняли там тогда 2-е место среди 16 стран мира. 
После этого я получил приглашение на фестиваль каскадеров  в Прибалтику. Познакомился с каскадерами из других стран, посмотрел, как работают ребята, и на основе полученного опыта создал Ассоциацию каскадеров Казахстана и группу каскадеров "Лидер". Общий стаж работы каскадером у меня 28 лет. А на  протяжении 10 лет, что существует наша группа, мы разъезжаем по всему миру и работаем в кино и шоу-программах. 
– А что именно вас так привлекло в каскадерстве – постоянное ощущение риска?
– У каскадеров две сферы: одна – кино, а вторая – шоу. Для меня сейчас кино – это основная сфера деятельности, которая намного интереснее, чем шоу. Шоу это заученные номера.  В кино же перед тобой постоянно ставятся  разные задачи. Даже профессия называется по-другому – режиссер постановщик трюковых сцен. Это уже творческое управление в своей сфере деятельности. 
Например, режиссер говорит: должна быть погоня, а я уже думаю, какой она будет, что должна машина делать, какие случатся аварии, кого нужно сбить и каким образом.
–  Не бывает ли вам страшно перед каким-нибудь трюком? 
– Нет ничего невозможного, а страха нет только у дурака. Это нормальное чувство самосохранения. 
Каскадером может быть тот человек, который эмоции свои может взять под контроль, должен быть холодный расчет и способность принимать молниеносные решения. 
– Каждый трюк каскадера связан с риском для жизни? Какова гарантия, что человек при выполнении трюка не получит травму? 
– Постановщиком трюков может быть только тот человек, который более 10 лет проработал обычным каскадером, имеет огромный опыт и приличную фильмографию, который может взять на себя ответственность за здоровье и жизнь своих подопечных, актеров и членов съемочной группы.
– Известный широкой публике актер Джеки Чан знаменит тем, что большинство своих сложных трюков он делает без страховки, а вы?
– Я занимаюсь в основном техническими видами трюков, и когда у нас человек врезается в машину, к примеру, на мотоцикле и куда–то потом летит, мы не можем его тросиком где–то сверху подвязать. 
Можем только приземление помягче подготовить, и то не всегда. В Голливуде все снимается в специально оборудованных павильонах.  Нам приходится работать в достаточно сложных условиях, применяя минимум страховок, но, конечно же, при поддержке сотрудников полиции. 
– Кино все-таки высокотехнологичное искусство, это особенно заметно в постановочных фильмах, в блокбастерах. Зависима ли ваша профессия от новых технологий?
– Конечно, спецэффекты и компьютерная графика это замечательно, но без каскадеров до сих пор не могут обойтись. Чтобы  создать начальное движение, намного проще и дешевле оплатить этот трюк каскадерам, чем все это нарисовать. Потому что зритель сейчас искушенный и плохо нарисованные фильмы уже никому неинтересны, а если рисовать хорошо, то это стоит очень больших денег. Графика и каскадеры должны друг друга дополнять, а не заменять.   
– В американском кинопроизводстве существует такое понятие, как second unit, параллельная группа, которая во главе со вторым режиссером, он же — постановщик трюков, ставит и снимает все трюковые сцены. В Казахстане такого разделения раньше почему-то не было, только сейчас появляется.
– У нас не привыкли работать с постановщиком трюков. Самый большой опыт я получал в российских проектах или работая за рубежом. Отношение к постановщику трюков у российских и зарубежных режиссеров и продюсеров несколько другое, нежели у нас в Казахстане. Люди иногда не понимают,  что опытный постановщик трюков видит красоту кадра и знает,  как лучше его поставить.
Желательно, чтобы и на монтаж трюковых эпизодов тоже приглашали постановщика. Бывает, ты делаешь очень сложный трюк, и в итоге на экране можно увидеть такую ерунду. А бывает трюк не самый сложный технически, а получается  шедевр! 
– Как вы относитесь к людям, которые хотят стать каскадерами? Каким человеком нужно быть для этого?
– К сожалению,  в нашей стране больше хотят называться каскадером, чем им быть! Приходят молодые ребята, которые хотят все и сразу, а нужно пройти путь становления каскадером от начала до конца. Нужно не бояться замарать рук –  знать,  как снять и поставить мотор на мотоцикл, какой шов сварочный не лопнет от нагрузки, как работают воздушные системы…  
Раньше я тратил огромные деньги на обучение молодого каскадера.  Но человек через какое-то время уходил, осознав, что ему это совсем не надо, и  оставляя мне сломанный реквизит и технику. 
Теперь я даю новичку лом, лопату, метлу, и он подметает площадку, роет землю, мусор убирает, моет мотоциклы после тренировок. Я смотрю на него, сколько он так выдержит, могу его взять на съемочную площадку: смотри, мол, вникай  в атмосферу. Когда пройдет полгода или год и я вижу, что человек ничего не испугался и начал жить этой жизнью, тогда его можно учить. 
Через мои руки прошли около сотни ребят, и на данный момент, к сожалению, только два человека осталось. Я очень хочу, чтобы наконец-то пришел человек, которому я передам свой опыт. 
– Отличается ли уровень мастерства отечественных каскадеров от уровня  их зарубежных коллег?
– Мы исполняем те же трюки ничем не хуже, но с оборудованием и страхующими системами у нас  намного слабее,  чем у зарубежных коллег. От недостатка  должной оплаты за трюковую работу мы просто не в состоянии приобретать слишком дорогостоящее оборудование. Исходя из этого уже  можно судить об уровне самих наших каскадеров и постановщиков трюков.
 
Фильмография
1. "Вокальные параллели" (Казахстан)
2. "Шу–Чу" (Казахстан)
3. "Застава" (Россия)
4. "Баксы" (Казахстан)
5. "Обратная сторона" (Казахстан)
6. "Кто вы, господин КА?"  (Казахстан)
7. "Земля людей" (Казахстан)
8. "Пятая центурия в поисках зачарованных сокровищ" (Россия)
9. "Небо моего детства" (Казахстан)
10."Дикое поле" (Казахстан)
11."Нереальная любовь" (Казахстан)
12."Астана – любовь моя" (Казахстан)
13."Лавэ" (Казахстан)
14."Ликвидатор" (Казахстан)
15."Кыз-Жибек. Возвращение легенды" (трейлер) (Казахстан)
16."Возвращение в А" (Казахстан)
17."Дикий восток" (Казахстан)
18."Преодоление" (Казахстан)
19."Урановый тайфун" (Казахстан)
20."След" (Казахстан – Россия)
21."Братья" (Казахстан)
22."Баха и Таха" (Казахстан)
23."Меч победы" (Казахстан)
24."Трубадур" (Казахстан)
25."Два пистолета" (Казахстан)
26."Олимпиада грабителей" (Казахстан)
27."Крестная дочь, или Вендетта по–русски" (Россия)
28."Охота за призраком" (Казахстан)
29."Весь мир у наших ног" (Казахстан – США) 
30."Запрещенные танцы"  (Казахстан)
31."Болашаковцы" (Казахстан)
32."Небо № 7" (клип В. Топалова) (Россия)
33."Казкоммерцбанк" (реклама) (Казахстан – Россия)
34."Лотерея" (Казахстан)
35."Сердце мое Астана" (Казахстан)
36."Ломбард" (Казахстан)
37."Книга легенд" (Казахстан)
38."Агент– Z" (Казахстан)
39."25-й километр" (Казахстан)
40."Хранитель ада"
41."Заговор Оберона"
42."Ограбление по-казахски"

Екатерина Филипенко

Наша почта: info@stunt-info.ru