ПРОФЕССИЯ: КАСКАДЕР
Каскадерами не рождаются – ими становятся. Публика не знает их в лицо, помня лишь эффектные эпизоды из любимых кинолент. Зато в своем узком киношном кругу их, настоящих профессионалов своего дела, ценят на вес золота. Дублируя главных героев, они прыгают с обрывов, взрываются в самолетах, разбиваются в автомобилях. Эти бесстрашные профессионалы живут "на адреналине". И не только на съемочной площадке. Так, несколько лет назад член Ассоциации каскадеров России постановщик трюков Антон Смекалкин решил преодолеть еще один барьер в своей жизни. И пришел в автоспорт. Не просто ради участия, а чтобы побеждать.
В непродолжительной истории российской автогоночной серии Кубок Volkswagen Polo такого еще ни с кем не случалось. Во время квалификационных заездов на подмосковной трассе в Мячково автомобиль одного из участников ушел с траектории и, совершив переворот в воздухе, покореженный, замер на трассе колесами вверх. Когда случаются аварии, тем более такие "уши", за жизнь водителя становится действительно страшно. К счастью, вскоре после инцидента по закрытому парку соревнования пронесся вздох облегчения: "С гонщиком все в порядке. Это ж каскадер Антон Смекалкин, ему не привыкать". "Зачем нужны эти гонки, когда в каскадерском деле и без того экстрима полно?" – атаковала пишущая братия только что побывавшего в аварии спортсмена. "А мне – мало", – отрезал Смекалкин и направился в сторону зоны команды готовиться к разбору полетов.
СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
Прежде чем стать каскадером, Антон поработал в цирке. С детства он очень любил лошадей и мечтал стать цирковым артистом. Но не меньше интересовал его и процесс киносъемок. На дворе стоял 1976 год, когда одиннадцатилетний парень пришел трудиться в зоопарк для того, чтобы самостоятельно заработать на пленочную восьмимиллиметровую кинокамеру. Через некоторое время камера была приобретена, и юный режиссер начал создавать хоум-видео. "Я снимал достаточно много, снимал все, что видел, все, что мне было интересно, – вспоминает Антон. – К экстриму тогда это не имело никакого отношения, хотя мне уже хотелось заняться чем-то новым и необычным".
Судьба явилась к Антону в образе известного конного джигита Мухтарбека Кантемирова. Именно он и пригласил нашего героя в свой конный театр. На первой картине "Не бойся, я с тобой" (режиссер – Юлий Гусман), которая снималась в Средней Азии, Антон готовил лошадей для актеров. И там он, наблюдая за работой старших товарищей, впервые понял, что такое экстрим, и, всерьез "заболев" каскадерским делом, начал тренироваться. А в 1983 году, когда американская компания BBC совместно с русскими снимала в Суздале фильм "Петр Великий", Антона Смекалкина призвали в армию прямо со съемочной площадки. В тот год ему стукнуло восемнадцать.
ПЕРВАЯ РОТА БОНДАРЧУКА
В кавалерийском полку вместе с ним коротали деньки Егор Кончаловский, Федор Бондарчук и Сергей Жигунов. Чуть ранее здесь же отслужил положенное и Андрей Ростоцкий.
ДРУГАЯ ЦЕЛЬ
В кино Антону Смекалкину и его товарищам чаще всего приходилось бить автомобили. Тогда как в гонках перед ним стояла иная задача – сохранить машину целой до взмаха клетчатого флага. Но это получалось не всегда – сказывались каскадерские привычки.
В начале 60-х годов Сергей Федорович Бондарчук создал этот полк для съемок батальных сцен своей киноэпопеи "Война и мир". Впоследствии он служил "армейским пристанищем" для тех парней, кто имел отношение к кино или лошадям. В настоящее время полк переформировали в Президентский кортеж. Но для нашего героя, как и для многих известных актеров и режиссеров, он стал трамплином в большое кино.
Спустя двадцать лет Антон вновь встретился со старинным другом Федором Бондарчуком для того, чтобы принять участие в его самом известном и масштабном проекте, посвященном памяти Бондарчука-старшего, – фильме "9 рота". Но это будет потом, а пока после армейской службы Смекалкин осознал, что его любовь к лошадям несколько поутихла, и место живых коней в его сердце заняли кони железные.
БРАВЫЕ РЕБЯТА
В каких только местах судьба ни сводила Антона Смекалкина с его другом народным артистом России Дмитрием Певцовым. И на Кубок Volkswagen Polo они попали почти одновременно.
Правда, в конце 80-х, уже имея за плечами достаточно картин, Антон уехал работать в Чехию – ситуация с кинематографом на родине оставляла желать лучшего. Там он издавал газету "Почтальон" для русскоговорящей части страны. Главным редактором издания каскадера был известный документалист, также обитавший в Чехии, Герман Фрадкин. Под таким руководством "Почтальон" успешно просуществовал четыре года, после чего издатель переформировал газету в журнал и продал своему компаньону. А сам уехал в США покорять Голливуд. Но снискать славу на чужбине оказалось непросто: две тысячи местных каскадеров не меньше приезжих нуждались в работе. Да и ностальгия по друзьям и любимому делу давала о себе знать. И еще немного помотавшись по свету, да так и не найдя на чужбине покоя, Антон вернулся в Россию, чтобы попробовать себя в новой ипостаси, напрямую связанной с риском.
Жизнь на волоске
ПРОВЕРЕННАЯ ДРУЖБА
За плечами Антона Смекалкина - 25 лет стажа, более 350 картин, призы и награды, завоеванные благодаря кинематографу и трюкам, искусно выполненным на каскадерских фестивалях. Успешные выступления на тольяттинском "Автородео", "Золотой ангел", полученный во Франции, первое место в Бердянске... Труд каскадера - это труд не одного человека, а целой команды. Когда рискуешь жизнью, доверие к партнеру должно быть максимальным - таково одно из условий профессии каскадера. Вот почему за все те годы, что Антон Смекалкин и его товарищи провели на съемочной площадке, их дружба только окрепла. И даже если согласно сценарию партнера необходимо зарезать, каждый из каскадеров помнит: "убивать" товарища нужно аккуратно и профессионально. "Всегда должно присутствовать чувство страха, - уверен Смекалкин. - Когда мы ничего не боимся, теряем концентрацию и получаем травмы". В каскадерской работе как нигде нужен точный расчет - полагаться на русское "авось" можно только один раз, последний раз. По тем же принципам живет и автоспорт. Антон считает, что друзья, приобретенные в автогонках, - они как каскадеры. Другом стал для него многократный чемпион СССР и России в "Формуле 1600" Александр Потехин. Не говоря уже о Леониде Кулагине (на фото - справа), который много лет рядом с Антоном и на гонках, и в кино.
ЧЕМПИОНСКАЯ КОМАНДА
Оказавшись на родине, наш герой без труда вновь попал в каскадерскую тусовку. Но, несмотря на то что в конце девяностых отечественный кинематограф начал вставать с колен, на экранах страны появлялось все больше и больше экшн-картин, Антону Смекалкину этого было мало. И тогда он начал ездить на гонки просто для того, чтобы поболеть за своего товарища-каскадера Владислава Барковского, выступавшего в национальном чемпионате "Формула 1600". "Меня поразило то, что, еще будучи чемпионом СССР по автомобильным кольцевым гонкам, Барковский в 55 лет нашел в себе силы сесть за руль спортивной машины не ради того, чтобы прохватить с ветерком, а чтобы бороться с молодежью за очки и места на подиуме", - вспоминает Антон. Но по-доброму чувство зависти к автогоночным успехам старшего товарища не давало ему покоя. И в конце концов, просчитав все за и против, Смекалкин вместе с коллегами решил создать собственную команду, чтобы самому участвовать в гонках.
"Инстант-Рейсинг" - именно так назвали свою команду каскадеры - была подготовлена к участию в Кубке Volkswagen Polo. Проведя весь сезон словно на одном дыхании, соревнуясь не только с профессиональными автогонщиками, но также со старым другом - актером Дмитрием Певцовым, Антон Смекалкин в 2003 году стал чемпионом Кубка Volkswagen Polo. Цель была достигнута.
КАСКАДЕРСКИЕ БУДНИ
А спустя год Федор Бондарчук позвал Антона в свой проект "9 рота". Было слишком сложно совмещать съемки и участие в гонках - спортивные результаты Смекалкина начали падать, и Антон решил на время прервать автоспортивную карьеру. Сейчас в жизни каскадера другие заботы: съемки в кино, выступления на фестивалях, подготовка молодого поколения каскадеров. "Я с удовольствием вернусь в спорт, но только тогда, когда получу достойное предложение, - говорит Антон, подводя итоги. - Своя команда у меня уже была, так что теперь, если и выходить на старт, то в более серьезном - профессиональном - чемпионате!"