5 мая 2016 г.

Профессия - каскадер


Трюковые номера в кинофильмах появились уже на самом раннем этапе развития этого вида искусства. Вспомните хотя бы знаменитого актера и режиссера Гарольда Ллойда, его эффектные прыжки с мчащегося поезда или зависание на небоскребе. Они до сих пор вызывают восхищение не только обычных зрителей, но и профессионалов. Трюки в кино - работа людей особой профессии. Благодаря каскадерам мы вместе с киногероями бесстрашно прыгаем на полном ходу с поезда, попадаем в автокатастрофы, горим, срываемся в бездонную пропасть, но выживаем и, победив до зубов вооруженных головорезов, "без шума и пыли" доживаем на мягком диване до счастливого финала. Трудно представить, что захватывающие дух эпизоды - красивая ложь. А истина? Она рядом. В работе каскадера. Чтобы рассказать о ней читателям, мы побывали в гостях у каскадеров на съемочной площадке и наблюдали за съемкой эпизода нового остросюжетного фильма. О тонкостях работы каскадера рассказал известный режиссер-постановщик каскадерских трюков Владимир КАРПОВИЧ.    


Наш собеседник родился в 1958 г., коренной москвич. Занимается
каскадерской деятельностью более 20 лет. На его счету трюки более чем в 200 отечественных и зарубежных кинофильмах, телесериалах и музыкальных клипах, среди которых такие известные, как "Гардемарины", "Брат-2", "Таежный роман", "Баязет", "Сибирский цирюльник", "Тихий Дон", "Крестоносец", "Мужская работа", "Бедная Настя", "Бригада", и многие другие.

- Владимир, погода сегодня явно "не в форме", а вы с товарищами из съемочной группы этому будто бы даже рады. Расскажите, что привело "киношников" на малолюдную московскую улочку?

- Насчет погоды вы правы. Но по сценарию она нам очень нужна. Так что все в порядке! Сегодня мы параллельно отснимем парочку эпизодов двух новых отечественных фильмов. Оба проекта компании "Фаворит-фильм" достаточно интересны. В них много спецэффектов и трюков. Могу вкратце рассказать о сюжете первого: много сцен с большими драками, поединками и даже полетами. Представьте: человеком овладевает потусторонняя сила, и он начинает ловко летать и приземляется не хуже "боинга".

Есть моменты, когда он описывает виражи в квартире, парит над Москвой и так далее. Несколько эпизодов мы уже отсняли, осталось еще два. А что касается другой кинокартины, сегодня мы работаем над таким эпизодом: главный герой едет на "восьмерке", о чем-то задумался, в этот момент ему дорогу пересекает случайная машина. Понятно, объехать никак нельзя. Совершая вираж, "Жигули" врезаются в стоящий на обочине "Москвичонок" и, переезжая его, ныряют в кювет. Этим эпизодом начинается фильм. Главного героя спасает таинственное нечто. Потом автомобиль взрывается.

- Сам взорвется или профессионалы помогут?

- Да, постараются ребята-пиротехники. Мы же будем ставить трюки с виражом на проезжей части и переворотом "восьмерки".

- Судя по всему, эффектное будет у фильма начало. А как вообще определяется необходимость каскадера в той или иной сцене фильма? Понятно: сначала режиссер пишет сценарий...

- ...И когда пишет, уже подразумевает, где, как и когда должна произойти, к примеру, авария. А потом режиссер обговаривает с постановщиком трюков, как удобнее их сделать. Мы раскадровываем эпизод: едет машина, появляется другая и пересекает дорогу первой. Кадр первый, второй- вираж первой машины, уход ее с линии «атаки»; первая машина объезжает вторую, налетает на третью и ныряет через нее - это третий кадр. И, наконец, после переворота вылезает главный герой - кадр четвертый. А дальше по сценарию - к актеру подходит случайный прохожий, помогает ему выйти из машины, они отходят - машина взрывается.

- А сколько человек готовят трюки? Бригада у вас большая?

- Десять человек. Постановщик-координатор трюков организует работу каскадеров. Когда начинаются съемки, он руководит всем процессом, ставит драки, перевороты и падения. Конечно, в нашей профессии ценится и универсальность. Но есть и узконаправленные специалисты: только по лошадям, только по авто, по дракам и т.д.

- А как вообще люди попадают к вам в каскадеры? Что для этого необходимо знать и уметь?

- Требования к квалификации каскадера несложны. Это профессиональное начальное или основное общее образование и специальная подготовка по программе мастера спорта или кандидата в мастера спорта по профилирующим видам спорта без предъявления требований к стажу работы.

Помимо обучения по специальной программе каскадеров и актеров, исполняющих трюки в определенных фильмах, я определяю потребность в специалистах - каскадерах для каждой конкретной роли и провожу набор в профессионально-творческую труппу для выполнения трюковых номеров. Акробатов, гимнастов, борцов, автомобилистов и людей других профессий - тех, кто подходит для нашей работы. Естественно, берем только надежных людей. В любом случае подход достаточно персонален. Сейчас, кстати, это отработанная система.

Оценить профессиональную подготовку кандидата помогают друзья. Например, когда берем спортсмена-рукопашника, советуемся с ребятами Общероссийской федерации рукопашного боя. Большую помощь в этом деле оказывают президент федерации Валерий Харитонов и его помощник Алик Гульханов. И если человек нам подходит, предстоит провести с ним небольшую работу. Ведь то, что он раньше делал в жизни, на съемочной площадке должен будет выполнять с точностью до наоборот. Наконец, он должен чувствовать камеру, знать специфику съемки.

- Иными словами, он должен хорошо представлять, как будет трюк выглядеть со стороны, что именно увидят зрители на киноэкране?

- Совершенно верно, например, цель обычного спортсмена-автогонщика - удержать машину на вираже, не перевернуть ее. А у нас задача другая, нужно рассчитать, чтобы машина на вираже перевернулась так, как этого попросит режиссер: либо круто, либо с переворотом...

- Владимир, скажите, пожалуйста, осталось ли в вашей профессиональной среде такое выражение, как "смертельный номер"? Насколько опасно все то, что делают каскадеры на съемочной площадке?

- Сейчас это просто громкое словосочетание, привлекающее внимание зрителей. Можно сделать эффектный номер с минимумом риска.

У нас есть очень опасные трюки, но все они выполняются на высшем уровне. Причем мы делаем все возможное, чтобы оградить каскадера от возможной опасности. Настоящий профессионал-каскадер никогда не будет гордиться тем, что он попадает в больницу чуть ли не раз в месяц. Он, наоборот, сделает все, чтобы оградить себя и своих товарищей от возможных травм. Но тем не менее на съемочной площадке травмы происходят постоянно. Ведь на самом деле всего не предусмотришь. Бывают случаи, как говорится, на грани фола, на грани риска. Вроде бы все подготовлено, десять раз проверено, но вмешивается этот пресловутый господин-случай...

- Вы - постановщик-координатор трюковых сцен. Однако ваша работа не ограничивается только постановкой?

- Конечно. Кроме того, что руковожу работой каскадеров на съемочной площадке, обеспечиваю необходимым оборудованием и инвентарем постановку, наконец, осуществляю обязательный контроль за правильностью монтажа и состоянием технических средств, применяемых при постановке трюковых номеров, я тоже принимаю в них участие.

Кстати, через несколько минут буду выполнять тот самый трюк с переворотом, о котором говорил выше...

Да, а вон и моя "ласточка". Сейчас ребята ее проверяют, устанавливают в салон дополнительно видеокамеру...

- Как вы готовите автомобиль? Наверное, практически все с него снимаете?

- Нет, машина, на которой каскадер будет переворачиваться, заходить на вираж и так далее, в хорошем состоянии. Возможные сбои в этом случае нужно полностью исключить. Для выполнения трюка в ней на месте водителя устанавливается специальное кресло, оборудованное защитными ремнями, чтобы исключить травматизм. Для переворота готовится специальный сваренный из металла трамплин. Болтами он жестко крепится к асфальту.

- Очевидно, это один из самых ярких ваших трюков?

- Один из самых любимых. Динамика выполнения - мгновение.

- Не страшно вот так кувыркаться?

- Конечно, не без этого. Но, думаю, со стороны гораздо страшнее наблюдать. Когда сам выполняешь трюк, естественно, волнуешься. Но когда организуешь его выполнение коллегами, то переживаешь намного сильнее. Ответственность за жизни и здоровье товарищей колоссальнейшая. Ну, мне пора "за баранку"...

Согласовав алгоритм работы съемочной группы, режиссер эмоционально кричит в радиостанцию, заметно, нервничая: "Камера!" И вот через несколько минут 8-я модель "Жигулей", разогнавшись до сотни километров в час, касается правыми колесами ржавой плоскости трамплина и взмывает над стареньким 412-м "Москвичонком". Парит в 5 метрах над землей и, пролетев с десяток метров, гулко "целует" припорошенную снегом глину кювета, переворачивается на крышу и по инерции уже достаточно бесформенной грудой металла приземляется на все четыре колеса...

"Стоп, снято!" - громко командует режиссер. Вся съемочная площадка замерла в ожидании. Есть возможность того, что бензобак поврежден и автомобиль может вспыхнуть.

"Володя, с тобой все в порядке?" - нервно спрашивает оператор. Молчание. Напряжение нарастает. Стоявшие с огнетушителями пиротехники сильнее сжали в руках баллоны. Один из каскадеров стремительно подбежал сзади к машине. Увидев, что следов горючего на снегу нет, бросается к водителю.

"Все в норме", - раздается его радостный крик. И словно по сигналу марш вся киногруппа срывается с места, чтобы поздравить Владимира с еще одним выполненным трюком. И только лишь режиссер снова подает команду в микрофон: "Актеры, приготовиться! Осветители на площадку!".

Эффектный кадр снят, каскадеры свое дело сделали, настала очередь актеров. Их работа без риска, но крупный план принадлежит им. Впрочем, каскадерам слава не нужна.


Вячеслав КАЛИНИН, Виктор БОЛТИКОВ

Наша почта: info@stunt-info.ru