10 января 2017 г.

Каскадеры, каскадеры...


Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.


Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

У нас в гостях – каскадёр, постановщик трюков, режиссёр Александр Анщютц. Думаю, что слушателей ждёт интересная беседа о работе каскадёров, о том, кто и как придумывает трюки, как переворачиваются в кадре автомобили или как объятые пламенем каскадёры падают или прыгают с 30-метровой высоты.

Первый и традиционный вопрос. Почему вы стали каскадёром? Как пришли в профессию? И как реагировали ваши близкие, родственники, друзья на этот выбор? Как так получилось?

А. Аншютц: Я с детства занимался спортом, боевыми искусствами. Поэтому как-то всё к этому шло. Потом я поступал учиться на актёрский факультет у Тараторкина, но не получилось у меня учиться. Я уехал в Германию, где уже учился на режиссёрском факультете. Хотелось как-то связать свою жизнь с кино. Но я не думал, честно говоря, о том, чтобы стать каскадёром. Я думал, что приду в кино, стану актёром, буду сниматься. Такие мысли были.

В то же время я был чемпионом Азии, чемпионом Европы. Ну и попал в конную группу к ребятам, так получилось просто. Потом стал работать каскадёром и понял, что там всё настоящее. То есть, всё-таки актёры, они больше для зрителя, а каскадёрское братство, оно более настоящее, мужское. Как-то так и остался, продолжил работать каскадёром. Потом постановщиком трюков. Затем мне предложили снять картину, потому что у меня есть режиссёрское образование. Я снял картину. И сейчас уже как режиссёр работаю. Специализируюсь именно по боевикам, по фильмам "экшн".

Когда вы пришли домой и сказали, что будете работать каскадёром, какая у близких была реакция? Всё-таки профессия опасная, экстремальная. Или спокойно отнеслись?

А. Аншютц: На тот момент я ещё не был женат, как раз только-только женился. Жена очень хорошо восприняла. Всё это происходило из того, что я до этого делал. То есть, я занимался спортом, потом тренерской деятельностью тоже. Я пришёл в кино и привёл с собой очень много каскадёров, которые потом понадобились и сейчас работают в кино. И уже не только со мной, но и во многих других трюковых группах. То есть, я много молодых ребят привёл в каскадёры, многие из них меня знают, многие у меня тренировались ещё как у тренера по боевым искусствам.

А где обучают каскадёров? Может, есть какие-то курсы или, может быть, школы? Или это происходит, знаете, как бывает, есть наставник, и он учит как учитель своих учеников, как мастер учит своих подмастерьев?

А. Аншютц: У нас как-то не получилось сделать какой-то специализированный курс. Потому что была Ассоциация каскадеров, потом она…
Извините, а её больше нет?
А. Аншютц: Она есть, существует, Ассоциация каскадёров. Её президентом является Александр Иванович Иншаков. Потом Ассоциация каскадёров как-то перешла в Профсоюз каскадёров. Затем профсоюз каскадёров разделился, и вернулась как бы старое название – Ассоциация каскадёров. Сейчас при Союзе кинематографистов существует Гильдия каскадёров. Она как бы сейчас основная. Профсоюз каскадёров остался. Гильдия каскадёров осталась. Все, главное, друг друга знают, но все стараются работать отдельно.
 

А почему?

А. Аншютц: Ну, есть в этом какая-то конкуренция.

Все творческие люди обычно грешат такими моментами.

А. Аншютц: Да, грешат. То есть, это конкуренция, но в основном это конкуренция среди постановщиков трюков. Это не касается каскадёров. Каскадёры работают и в Ассоциации, и в Профсоюзе, и в Гильдии, везде. Потому что хороших каскадёров, особенно очень хороших, не так много. Их приглашают все. Любой постановщик трюков хочет пригласить хорошего каскадёра.

А постановщики трюков – это отдельная каста? Или они все прошли школу каскадёров? Или постановщиком трюков может стать человек, который в принципе не проходил в своей жизни этап каскадёрства?

А. Аншютц: Когда я начинал, 16 лет назад, такого не было. Все каскадёры и постановщики трюков вышли, конечно, из каскадёров. Постановщик трюков несёт больше режиссёрско-административную нагрузку. Кто такой постановщик трюков? На площадке по всем трюковым и боевым сценам это режиссёр, который режиссирует именно трюковые сцены. Кроме того, он ещё является и администратором, сам для себя директором, потому что надо организовать ребят, собрать их, собрать оборудование.

И вот отсюда начали вырастать группы. Кстати, вы спросили про школы каскадёров. Чтобы была какая-то глобальная школа каскадёров как таковая, такого нет. При группах есть какие-то школы, курсы. Но опять же это не официальные курсы каскадёров, которые вы можете пройти и потом сказать: вот корочка, я каскадёр. Нет. Вам надо, попав в группу каскадёров (кто хочет попасть в группу каскадёров, может узнать про них на сайтах, можно попасть в группу каскадёров), сказать, что у вас есть такие-то умения. Это могут быть актёрские данные либо актёрское образование. Но необязательно актёрское образование. Это могут быть просто какие-то спортивные навыки: гимнастика, конный спорт, боевые искусства, автоспорт. Это могут быть даже просто технические навыки. Потому что есть технические каскадёры, которые занимаются техникой, что называется, крутят гайки, но без них тоже никуда.

Соответственно, когда вы попадаете в группу каскадёров, постановщик трюков начинает воспитывать, помогать каскадёру встать на ноги. Обычно первые три года каскадёр работает на площадке, носит коробки. Его сразу не допускают до больших трюков, естественно. К стандартному набору трюков, а это какие-то драки, конечно, допускают, особенно молодых каскадёров. Но это нормально. Проработав три года в группе, уже можно получить удостоверение каскадёра.

У каскадёров есть специальное удостоверение?

А. Аншютц: Да, есть удостоверение каскадёра. Профсоюз каскадёров выдаёт свои удостоверения. Гильдия каскадёров выдаёт свои удостоверения. А старые каскадёры получили удостоверения Ассоциации каскадёров. Они имеют старые удостоверения без срока давности и сроков его продления.

То есть, вы сейчас фактически ответили на вопрос, кто может стать каскадёром. Я так понимаю, услышав всё сказанное, что каскадёром может стать любой человек. И для этого не нужны какие-то особые природные данные. То есть, если кто-то хороший спортсмен, если у человека есть желание, то любой может стать каскадёром?

А. Аншютц: Какие-то природные данные всё-таки должны быть. Надо, чтобы человек был подготовленным. Это первое. А потом недавно для Минтруда Гильдия каскадёров готовила форму, кто может стать каскадёром и т.д. Всё это прописывалось. Но, в принципе, да, действительно, любой человек, который желает и прошёл некую подготовку, может прийти в каскадёрскую группу и сказать, что он хочет быть каскадёром. И такой человек может стать каскадёром.

Но если он придёт сразу на площадку, то вряд ли его возьмут. Потому что директор будет нести уголовную ответственность, если с этим человеком на площадке что-то произойдёт. Конечно, если ничего не случится, то, наверное, никакой ответственности и не будет. А вот если что-то произойдёт, то уже ответственность за это будет нести директор площадки, если не будет, конечно, на площадке постановщика трюков, который данного человека пригласил. Поэтому в принципе и нужен постановщик трюков, который своим опытом и знаниями, своими допусками к трюковой работе несёт непосредственную ответственность за каскадёров. Плюс ответственность за тех людей, который находятся на площадке, включая режиссёра, оператора и вообще. Особенно когда автомобильные трюки происходят, а это самые сложные трюки, то есть здесь риски очень большие.

Мы сегодня говорим о трудной, но очень интересной профессии каскадёров. К слову, работа каскадёра не только трудна, но и порой опасна. Знаю, что на Западе очень строгие правила страхования, особенно когда речь касается экстремальных профессий. За этим очень строго следят. Интересно, а как дела обстоят в России? Насколько защищены каскадёры, если, не дай бог, что-то пойдёт не так на съёмочной площадке?

А. Аншютц: Следят. У нас тоже сейчас стали страховаться. И группы страхуются отдельно, и профсоюз отдельно страхует людей, и Гильдия страхует каскадёров. То есть, страхуются ребята. Конечно, может быть, не все, но большая часть из них застрахована. Были даже у нас выплаты по страховым случаям. Сначала было очень сложно договориться с некоторыми страховыми фирмами, чтобы получить выплаты, но, тем не менее, договорились. Сейчас страхуют ребят. И молодые, и старики застрахованы. Просто раньше это было как-то по-другому. Когда я пришёл к старикам, а тогда я был совсем молодым, у них было такое поверье, что каскадёр не должен страховаться, потому что это плохая примета. Но сейчас это нормально, страхуются ребята. Иногда кинокомпании сразу страхуют, то есть напрямую страхуют всех. Тоже такое бывает.

И у нас бывали случаи травм и т.п. И были выплаты по страховым случаям. Ребята получали деньги. Небольшие, но все равно это очень, конечно, помогает.

А если сравнить наши страховки с теми страховками, которые получают западные каскадёры?

А. Аншютц: Они вообще несоизмеримы. У них, на Западе, всё другое. У них вообще не только каскадёрская работа, а вообще вся киноиндустрия очень хорошо подставлена на поток, нацелена на производство. Но и у нас всё-таки появляются новые компании. В принципе, с одной стороны, это хорошо. Но пока они устаканятся на рынке. Хотя есть и такие компании, которые хотят, что называется, "срубить денег" и отойти в сторону. Таких компаний тоже очень много.

Есть компании, которые берут подешевле, делают быстрее, с кем-то могут договориться, как-то снять, как-то откатать картину и отмыть бюджет. Таких компаний тоже очень много сейчас появляется.

По большому счёту, хорошие продюсеры стараются брать каскадёров, которых они знают. Не просто каскадёров, а постановщика трюков. И уже постановщик трюков подбирает каскадёров. Если постановщик трюков из старой когорты, то он знает практически всех основных каскадёров, которые есть. И молодых, в том числе.

Слушая вас, я вспомнил фильм, который наверняка вы тоже видели много раз. Был такой замечательный фильм "Трюкач". И я вспоминаю, что там каскадёры перед тем, как сделать какой-то трюк, они его обкатывают, тренируются, по много раз проходят то расстояние, которое должны пройти, прыгают с крыши на крышу. У нас всё то же самое? Я имею в виду так называемую "техподдержку". Как сегодня оснащены российские каскадёры?

А. Аншютц: Сейчас оснащены более-менее хорошо. У нас есть уже много оборудования, которое мы привезли из-за рубежа. Да и наши сделали похожие, более дешёвые, но хорошие аналоги. Это и пневматические подкидные доски, и гели для горения, и всевозможные обвязки. В каскадёрской профессии очень много технических нюансов. Например, надо снять кадр, вроде бы он не сложный, но его надо снять и снять красиво и достоверно. Самый банальный пример – это повешение человека. Надо человека повесить, и он должен висеть естественно, как будто бы это действительно висельник. И он должен висеть достаточно долго, некоторые режиссёры как раз хотят, чтобы он висел долго, а человеку не так удобно висеть, поверьте, тем более, без движения. Если скалолаз, когда поднимается по скалам, ещё двигается, то этот висит и не должен двигаться. Человеку тяжело, у него затекают ноги и руки, и, конечно, здесь спасает хорошее оборудование, хорошая подвязка, грамотные узлы, чтобы всё это работало.

А когда всего этого не было, когда не было оборудования, как выходили из положения?

А. Аншютц: Выходили. Что называется, голь на выдумку хитра. Очень часто приходилось выходить из положения. Ведь не было ни геля для горения, ничего. Намазывали человека сверху мокрой глиной, используемой в качестве защитного слоя, она высыхала. То есть, доходило вплоть до того, что просто что-то придумывали.

Мне тоже в своё время приходилось выходить из положения из-за необходимости экономии средств. В фильме "Трюкач" каскадёр проводил на площадке не одну репетицию, такие репетиции проходили много раз. А вот чтобы нам давали на площадке время, чтобы эпизод пройти, а это требует очень много времени, такого почти не было, давали очень мало.

В кино самое дорогое – это время. Как известно, за съёмочный день платятся самые большие деньги. Соответственно, каскадёры и постановщик трюков обязательно потребуют за репетицию деньги. И это нормально, это правильно. Постановщик трюков всегда предложит порепетировать хотя бы день до того, как что-то сделать. Я имею в виду что-то большое. Например, большую батальную драку, большую батальную сцену. А то и не один день порепетировать. И порепетировать не просто так, а ещё и с камерой, чтобы оператор с ней побегал и посмотрел, как всё будет. Конечно, на это выделяют деньги, но делается это только в амбициозных проектах, которые могут себе репетиции позволить. А так, по большому счёту, никто на это деньги не выделяет, поэтому каскадёры пользуются "наработкой", то есть тем, что нарабатывалось в спортзалах. И в этом случае почему удобно иметь постановщика трюков? Потому что он знает, что каждый каскадёр может делать. Драку можно развести за пять минут. Будет очень хорошая драка, приличная, по крайней мере, для сериала. Даже для полнометражного фильма постановщик трюков за полчаса разводит драку, потому что он своих ребят знает, он с ними в спортзале чуть ли не живёт. И это, естественно, очень быстро срабатывает.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.
 

 

Наша почта: info@stunt-info.ru