— Впервые я ощутил все прелести работы на площадке во время съемок в картине "Ответный ход". Там у меня проснулся интерес к кино, появилось чувство сопричастности с актерами и волей-неволей втянулся в этот мир. Понял — умения владеть своим телом недостаточно. Одно дело — въехать головой в стену, а другое — понимать, насколько это интересно зрителю. Как сделать так, чтобы сцена органично вошла в картину, а не стала заплаткой.
Постепенно втянулся в кинопроцесс, стал продюсером и даже режиссером. Хотя нечасто снимаю кино. Если только меня захватывает идея. Сейчас есть хороший сценарий: главный герой спасает любимую женщину и неожиданно для себя — весь мир. Мне надоело смотреть, как американцы спасают человечество. Думаю, пора этим, наконец, заняться русским.
студент: Можете ли порекомендовать какую-нибудь школу каскадеров? Есть ли принципиальные отличия между трюками в российском кино и голливудском?
Иншаков: Как таковой школы каскадеров нет и быть не может. Чему можно научить людей, сидя в аудитории? На площадке сталкиваешься с тем, с чем никогда не встретишься в классной комнате. Огромное значение имеет общение со съемочной группой, с режиссером. Учишься, соображаешь, что от тебя требуется. Если десять лет этим занимаешься — можешь называть себя каскадером.
Кстати, не все воспринимают наш труд правильно. Иногда он окружен ореолом романтики, хотя это тяжелая работа, а порой и грязная. Методика отбора людей в профессию очень проста — берем, как минимум, мастеров спорта. Конечно, они учатся в процессе работы. Так было и со мной. Когда пришел в кино, многое умел, но еще больше не умел. Пришлось осваивать пиротехнику, учиться ездить верхом, держать оружие — холодное и огнестрельное. Мне повезло, я работал с режиссером Сергеем Тарасовым, который снимал исторические фильмы, в основном про рыцарей. Передо мной — постановщиком трюков — возникали проблемы. Я брал в руки оружие и начинал думать — какие носили доспехи, как надевали, и исходя из этого придумывал технику боя. В Средние века, в эпоху мечей, главным было — нанести мощный удар, сломав что-нибудь сопернику. Позднее, когда появились шпаги, стояла задача — колоть.
А насчет российского и голливудского кино — никакой принципиальной разницы в трюках нет. Нам часто приходится работать с ведущими каскадерами мира, в свое время в Россию приезжал президент ассоциации каскадеров Голливуда Дик Зайкер. Тогда смешная история вышла.
Американцы везли огромное количество оборудования — мы с ними готовились к съемкам "Золотого глаза" про Джеймса Бонда. Но гости неправильно оформили документы, в результате на таможне груз не пропускали. Заморских коллег сопровождал наш каскадер, он и кинулся мне звонить с криками: "Что делать? Нас заворачивают!" Приезжаю в Шереметьево, там как раз таможенники оказались знакомые. Объясняю им ситуацию — кто эти люди, что за кино будут снимать. Прошу: "Ребята, пропустите под мою ответственность". Отвечают: "А, пусть проходят!" Американцы были в шоке. Смотрят на меня и спрашивают у своего сопровождающего: "Кто это?" Он говорит: "Это наш президент". Те подумали: президент России — ну, раз ему подобные вещи подвластны... Хотя если бы в Америке глава Белого дома попросил таможенников, те бы ему ответили отказом, а у нас, оказывается, такое возможно. В общем, они были в диком восторге, все время, что находились в России, пребывали в состоянии аффекта. И отдохнули хорошо, ну, и конечно, поработали. Помню, одну сцену снимали с трюками — эпизод секунд на 40. Так там задействовали 150 автомашин и время не ограничивали. А у нас, как правило, снимать надо как можно быстрее, желательно за десять минут. И бюджеты совсем другие...
Томара ЦЕРЕТЕЛИ