Сколько стоит игра со смертью в кино?

За самыми зрелищными эпизодами любого блокбастера стоит кропотливая работа, а иногда здоровье и даже жизнь незаменимых на съемочной площадке людей — каскадеров. В чем особенности их работы в России? Кто главные звезды этой профессии? Сколько они зарабатывают? Обо всем этом — в специальном расследовании THR. 


Текст: Елизавета Верейкина; рисунки: Валентин Ткач


 Игра со смертью


По узкому горному тоннелю на полной скорости несется "Астон-Мартин". Сзади его прижимают два "Альфа- Ромео", а спереди то и дело попа­даются еле плетущиеся грузовики. Опасный маневр, столкновение с самосвалом — и вот уже многотонная машина со скрежетом и искрами протаскивает один из автомобилей-преследователей по стене.


Примерно так выглядели рабочие будни 37-лет- него каскадера Мартина Иванова на съемках карти­ны "Квант милосердия". Сцена погони, где наш профи дублировал Дэниэла Крэйга, — по праву считается одной из самых эффектных и дорогих гонок в исто­рии кино. «Было потрачено $22 млн, — рассказывает Иванов. — Мы разбили пятнадцать "Альфа-Ромео" и пять "Астон-Мартинов". Жаль, что в фильм вошло всего четыре минуты гонки, ведь снимали мы ее це­лых два месяца".


Мартин — один из самых успешных российских мастеров. За плечами у него два "Тауруса" (TaurusWorldStuntAwardsкаскадерский "Оскар".THR)за исполнение автомобильного трюка в "Ультиматуме Борна" и "Превосходстве Борна", где он дублировал Мэтта Дэймона. Своей работой в Голливуде Мар­тин обязан отцу — Виктору Иванову, который и по­рекомендовал сына в "Борна". Иванов-старший тоже постановщик трюков с более чем 40-летним стажем. Он принимал участие в таких перестроечных хитах, как "Такси-блюз" и "...По прозвищу Зверь".


В начале 1990-х Виктор уехал в США и с тех пор успел поработать на трех десятках зарубежных проек­тов. "Съемки одной из погонь в "Превосходстве Борна" проходили в Москве, — рассказывает Виктор Иванов. — Я был за рулем "мерседеса", который на большой скорости влетал под встречный грузовик. Основной задачей было развернуть машину так, чтобы столкно­вение пришлось на заднюю дверь со стороны водите­ля. Все получилось только с третьего дубля. Помню, го­лову потом неделю не мог повернуть".


Игра со смертью. Каскадеры.


Для русских каскадеров, которые уже имели опыт работы на Западе, Голливуд — это другой мир, в кото­рый приятно вернуться из хаоса и крошечных бюд­жетов российской киноиндустрии. "Представьте се­бе, только погоня в "Превосходстве Борна" стоила $5 млн! А у нас в России бюджет целого фильма — максимум восемь, — рассказывает Иванов. — При этом местные продюсеры часто просят переплюнуть Голливуд. Абсурд!"


Экономия, конечно, не всегда доводит до добра. По словам некоторых профессионалов, в России мо­гут сэкономить на технике безопасности, а иногда и на сотрудниках ГИБДД. В результате улицы для по­гони порой перекрывают не полностью, и на трассе в самый неподходящий момент оказываются случай­ные машины.


Многое об огромной разнице между работой в Голливуде и на отечественных проектах может пове­дать и еще один лауреат "Тауруса" Владимир Орлов, в послужном списке которого такие картины, как "Пираты Карибского моря", "Маска Зорро", "Турист", "Одинокий рейнджер". В России его опыт пригодил­ся на съемках фильмов "Волкодав", "Параграф 78", "Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти" и др.


Впрочем, с недавних пор в нашей стране тоже ста­ли снимать масштабные, дорогостоящие картины. "Сталинград" Федора Бондарчука даже удосто­ился "Тауруса" за "Лучший экшен в иностранном фильме". По словам постановщиков трюков Сергея Головкина и Виктора Иванова, столь масштабных пиротехнических сцен в российском кино еще не было. Во время съемки немецкой атаки и взрыва го­рючего на площадке одновременно вспыхивали 14 каскадеров, а всего за три съемочных дня было ор­ганизовано около 100 поджогов.


Горение считается одним из самых зрелищных и опасных трюков и потому оплачивается с повышен­ной ставкой. За два дубля частичного горения на­ши ребята получают в среднем 25 тыс. руб. За пол­ный охват огнем — 70 тыс. Столь солидные суммы, а также низкий подоходный налог 13% привлекают в отечественное кинопроизводство и иностранных специалистов. Например, в боевике "Непобедимый" (2008) с Владимиром Епифанцевым в главной роли было задействовано два десятка трюкачей из Словакии, Болгарии, Австралии и Канады.


Работа с исполнителями главных ролей тоже не­редко входит в задачу постановщиков. По словам по­становщика трюков Тараса Кашинского, особым усердием в нашем кино отличается Сергей Безру­ков. На съемках "Уланской баллады" актер отрабаты­вал приемы со шпагой, даже когда его герой нахо­дился на заднем плане и в расфокусе.


Многие трюки на съемках "Предстояния" и "Ци­тадели" выполнял лично Никита Михалков . Например, в сцене побега из лагеря он сам разбегал­ся и прыгал по машинам, а дублеру оставалось лишь подсказать, как грамотнее это сделать.


При Союзе кинематографистов России с 1991 года существует Гильдия каскадеров России, а с 2005-го — Профессиональный союз. Эти объединения призва­ны регулировать вопросы оплаты труда, страховки и подготовки. Президентом гильдии и главой проф­союза является легендарный постановщик трюков и продюсер Александр Иншаков, известный широ­кому зрителю по таким проектам, как "Крестоносец", "Человек с бульвара Капуцинов", "Бригада".


Игра со смертью. Трюки.


По словам Иншакова, членство в гильдии — это гарантия того, что перед вами профессионал. "К сожалению, в нашей среде нередко можно встре­тить авантюристов, заявляющих, что они работали в Голливуде, все знают и все умеют. На самом де­ле они там на автозаправке тру­дились, а нам тут сказки расска­зывают о великих проектах. Мы же принимаем в наш союз только мастеров спорта и людей с боль­шим опытом". Скажем, член ор­ганизации Владимир Орлов, до того как стать каскадером, окон­чил Ленинградский военный ин­ститут физкультуры и получил корочку мастера спорта по пяти­борью.


Некоторые профессионалы предлагают другие способы защи­ты интересов каскадеров на рынке. Так, Александр Самохвалов, руководитель команды ShadowSquad, вместе со своими единомышленниками создал ком­панию "Экшн Юнит",которая по сути выполняет функции профсоюза. Компания заключает договоры со студиями и защищает интересы своих подопеч­ных. Каскадеры в свою очередь заключают договоры с компанией в качестве индивидуальных предпри­нимателей. Игра со смертью


Слабую вовлеченность гильдии в проблемы дуб­леров отметил и Виктор Иванов: "Бывает, поработа­ют режиссеры или продюсеры с кем-то, и вдруг: "Вы нам не подходите — до свидания", и денег не платят. Поэтому когда я прихожу на проект, требую, чтобы сначала полностью оплатили работу предыдущего специалиста. Зачастую договоры с продакшнами в России оказываются филькиными грамотами. Мне, например, до сих пор за один крупный отечествен­ный проект должны 200 тыс. руб.!"


Конечно, помощь гильдии (она же — ассоциация) бывает весьма существенной. Валерий Деркач, по­становщик трюков и вице-прези­дент ассоциации, рассказал ТНR. "Был случай, когда семье каска­дера из нашей организации дали квартиру меньшей площади, чем ему было необходимо, — родил­ся ребенок, и требовалась хотя бы еще одна комната. Он обратился к нам, мы написали письмо прави­тельству Москвы и добились того, чтобы жилплощадь увеличили". Другое дело, что для того, чтобы рассчитывать на содействие в по­добных вопросах, достаточно член­ства в Союзе кинематографистов.


Скептически многие профи относятся и к всевоз­можным "школам каскадеров". По словам Алексан­дра Иншакова, учиться ремеслу стоит прежде всего на съемочной площадке, присоединившись к опыт­ному мастеру, "схватывая на лету все, что он говорит и делает".


Сегодня вице-президентом Гильдии каска­деров России при Союзе кинематографистови заместителем Александра Иншакова является Варвара Никитина. Она рассказала в интервью THR, что созданный в 2006 году профсоюз, на который возлага­лись большие надежды в плане улучшения социаль­ных условий работы, занимался только сбором денег — 1,5 тыс. руб. в месяц с постановщика трюков, 500 руб. — с каскадера. При этом руководство трати­ло деньги на собственные нужды, а для про­фессионального сообщества делало очень мало: "В 2012 году люди взбунтовались и больше восьмидесяти человек вышли из профсоюза. Те­перь в Гильдии каскадеров существует совет из 12 выборных личностей, все "поборы" прекрати­лись. Также совет гильдии начал с того, что разра­ботал Профессиональные стандарты для каскадеров, и в настоящий момент этот документ находится на рассмотрении в Министерстве труда. Мы работаем над тем, чтобы нас приравняли по льготам и уровню сложности работы к циркачам или танцорам балета. Важно, чтобы и у каскадеров был ранний выход на пенсию. У нас в гильдии много тех, кому за 60 лет, они всю жизнь отдали советскому кинематографу, многие из них инвалиды, а пенсия всего 3 тыс. руб. Такого быть не должно".


Осваивать профессию действительно есть резоны. Постановщики трюков со стажем получают в России до 50 тыс. руб. за съемочный день. Базовая ставка со­ставляет 10 тыс. руб. Владеющие каким-либо тех­ническим навыком: ездой на лошади, фехтованием, рукопашным боем, скалолазанием — считаются спе­циалистами, и их ставка сразу вырастает до 18 тыс. в день. Это официальные цифры. Сколько передается "в конвертах" — сказать сложно, но ясно, что речь идет о довольно приличных суммах.


Группы каскадеров постоянно борются за тот или иной фильм. "Моя работа сегодня — улаживать конфликты между группами, которые образуются как внутри ассоциации, так и за ее пределами, — говорит Иншаков. Как волки в стае, все посто­янно конкурируют. Многие хотят усидеть на трех стульях заработать на всех проектах сразу, ино­гда даже подставляют друг друга, чтобы попасть на проект".


При выборе специалистов кинокомпании все рав­но в первую очередь оценивают профессионализм и опыт. Ведь малейшая ошибка может стоить жизни любому участнику съемочного процесса или приве­сти к колоссальным финансовым потерям.


Валерий Деркач, работавший на таких картинах, как "Солнечный удар", "Статский советник", "Превос­ходство Борна", "Турецкий гамбит" и "Сибирский ци­рюльник",пришел в профессию после занятий самбо и дзюдо. Затем он несколько лет осваивал автодело, параллельно брал частные уроки верховой езды, а позже окончил ВГИК по профессии оператор. Спе­циалист его уровня не только ставит, но и придумы­вает трюки.


Каскадер Сергей Воробьев рассказал, что для съемок фильма "Авариядочь мента" ему пришлось самостоятельно разработать особую конструкцию от­кидного трамплина, чтобы выполняющая трюк ма­шина приземлилась на четыре колеса, а не летела "мордой вниз".


Конкуренция в Голливуде еще серьезнее. Неудиви­тельно, ведь проекты там масштабнее и оплата за нихсолиднее. Опытные представи­тели профессии зарабатывают до $200-300 тыс. в год. Стан­дартная американская ставка — $880 в день. А в конце смены еще могут выписать дополни­тельный чек за сложность трю­ка, переработки или компенса­цию за пропущенный обед.


В России за опасную рабо­ту не получают не только над­бавок, но и процентов от пока­за фильма по ТВ или с продаж на дисках. Меж тем, по уставу Американской гильдии кино­актеров SAG (ScreenActorsGuild), каждый участник съемок полу­чает отчисления в зависимости от гонорара и проведенного на съемочной площадке времени.


Например, каскадеры "Вла­стелина колец" однажды по­лучили чеки на $200, когда фильм купили для телетранс­ляции в Азии. Приятный сюр­приз ждал и нашего соотече­ственника Виктора Иванова, который состоит в SAG. "Я сни­мался со Стивеном Сигалом в "Мерцающем", где он играл де­тектива, а я — русского мафиози. Признаюсь честно — это не лучший мой фильм, однако он стал для меня "золотой несушкой". Я думал, что о нем уже давно забыли, а оказывается, его как-то в Индонезии пока­зали по ТВ, и мне перепали авторские — пришел чек на круглую сумму".


Несмотря на то что в каждом каскадере благодаря спортивному прошлому живет дух первенства, лю­дям этой профессии приходится мириться с тем, что лавры достаются прежде всего актерам. Более того, пока звезды блистают на красных дорожках, те, кто им помогал, часто оказываются на больничной койке. Так, 33-летний Дэвид Холмс, выполнявший трюки за главного героя во всех фильмах о Гарри Поттере, повредил спину на съемках "Даров Смерти" и остался парализованным на всю жизнь.


Игра со смертью. Трюки в кино.


Летальные исходы в профессии тоже не редкость. На площадке боевика "Три икса" (2002) погиб дублер Вина Дизеля Гарри О’Коннор. Он должен был спу­ститься на параплане и приземлиться на несущийся на огромной скорости катер, но не рассчитал траек­торию и влетел в мост. В октябре 2011 года один трю­кач скончался, а второй получил серьезные травмы на съемках "Неудержимых 2".


Часто опасности подвергаются и актеры, жела­ющие самостоятельно исполнить трюк. Во время работы над "Неудержимыми 3" в серьезную аварию попал Джейсон Стэйтем. В определенный момент актер перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ. Машина сначала едва не влетела в съемоч­ную группу, а затем и вовсе упала в море. К счастью, обошлось без травм — неудавшийся водитель благо­получно выбрался на берег.


В связи с тем что профессия связана с такими высокими рисками, работа без страховки может привести к серьезным проблемам. В России мно­гие каскадеры покупают за 1 тыс. руб. страховку на 300 тыс. Все члены гильдии автоматически за­страхованы еще на $5 тыс. Дальше — личное дело каждого.


Зачастую, если страховки не было, а неприят­ность все же случилась, профессионалы сами ски­дываются на помощь пострадавшему коллеге. На­пример, когда Александр Черных сломал руку, выпрыгивая из вертолета, компания ActionUnit компенсировала ему недополученную выгоду и ле­чение, как это и было прописано в договоре. В Гол­ливуде без страховки работать запрещено, а сами суммы страхования намного больше — не менее $500 тыс.


Но работа каскадера связана не только с риском. По словам Валерия Деркача, прорабатывать трюки для "Сибирского цирюльника" ему пришлось сидя за книгами. "Я несколько дней провел в библиотеке, знакомился с историческими материалами, архива­ми. Досконально изучил, как проходили кулачные бои на Руси. Выписал все в тетрадку, сделал зари­совки и показал Никите Михалкову".


Стоит отметить, что в нашем кино обычно гор­дятся тем, что тот или иной трюк выполнен с ми­нимальной цифровой обработкой. Если в "Матрице" можно увидеть нарисованное на компьютере столк­новение грузовиков, то, по словам Сергея Воробье­ва, аварии "Ночного дозора" и его продолжения бы­ли самые натуральные. "Для съемок купили фуры с бронированными стеклами. Лобовые столкновения грузовиков, машины, поднимающиеся на дыбы, мо­тоциклы, на ходу выпрыгивающие из грузовиков, — все было по-настоящему!"


Каскадерам приходилось выпрыгивать из несу­щихся автомобилей и в боевике "Код апокалипсиса" (2007). Во время интервью один из постановщиков трюков этой картины Александр Самохвалов пока­зывает фото со съемок, которые проходили в Нор­вегии. На одном из кадров видно, как из машины вылетает женщина, дублерша Анастасии Заворотнюк, — Жанет Морин из Канады, и падает на зем­лю. С первого взгляда кажется, что женщина каса­ется земли голой рукой и вот-вот получит серьезную травму.


"Если присмотреться, видно, что на ней много защиты, — рассказывает Самохвалов. — На руках — толстые пластыри телесного цвета. Под одеждой — защита коленей, плеч и спины. Такие приемы отра­батывают годами. В данном трюке самое главное — не удариться о землю лицом".


Не ударить в грязь лицом в прямом и перенос­ном смысле — один из главных принципов работы дублера. С одной стороны, зрителей нужно все вре­мя удивлять, с другой — необходимо помнить, что малейшая ошибка может стоить жизни. Но, несмо­тря на риски и отсутствие в стране отлаженного ме­ханизма защиты своих профессиональных прав, все каскадеры, с которыми нам довелось пообщаться, не сговариваясь заявили, что обожают свою профессию и ни на что ее не променяют.


 

Наша почта: info@stunt-info.ru