Ах, эти вздымающие пыль киношные погони! Этот рев моторов и визг тормозов, несущийся изо всех динамиков кинотеатра, оснащенного системой "Звук вокруг"! Эти головокружительные прыжки авто с моста в воду!
Или отважного спецназовца с вертолета в кузов пикапа! Столкновения, взрывы, перевороты, обгоны!...
Кто не следил за происходящим на экране действием затаив дыхание? В реальной жизни, да и в документальной телепередачи наподобие "Дорожного патруля" погони и катастрофы вызывают у очевидцев реакцию совершенно однозначную. Автомобиль, пострадавший по вине автохулигана, категорически жаль: один удар - и нет мечты.
Но без машин-жертв, приносимых на алтарь зрелищности и драйва, эффект киноискусства был бы не тот. Скорость, перенесенная на экран, добавляет адреналинчику в кровь всех: и кто в жизни не осмелится превысить заветные 100 км/ч на московской кольцевой, и кто из средств передвижения освоил только велосипед, и то с грехом пополам. При этом мы не так часто задумываемся, каким образом автомобильные взлеты воплощаются на экране, а уж сегодня и вообще склонны приписывать одному "автору" - компьютеру. Но нет, люди по прежнему играют в кино главенствующую роль, заставляя автомобили срываться в занос, карабкаться задним ходом по крутому склону или проскакивать в узкую щель между мотоциклами.
Какие люди в Голливуде?
Правда, автотрюк в Голливуде и автотрюк на "Мосфильме" суть явления не вполне одного порядка. Президент Ассоциации каскадеров России (а кроме того, постановщик трюков, актер, режиссер, продюсер) Александр Иншаков на собственном опыте убедился, что в Америке и в России работают по разному. Его коллега из Лос-Анджелеса Дик Зайкер искренне восхищается мастерством, изобретательностью и самоотверженностью наших ребят, доказавших свое безоговорочное преимущество перед прочими школами на Международном фестивале профессиональных каскадеров в Тулузе, где Виктор Иванов, Антон Смекалкин, Вячеслав Барковский, Александр Карин, Константин Кищук в машине переворачивались, горели, летали на мотоцикле, сбрасывались головой вниз с высоты. Три десятка трюкачей со всего мира - немцы, американцы, австралийцы - по хорошему завидовали им, как профессионалы могут завидовать профессионалам, поскольку именно наши стали абсолютными победителями.
В Голливуде совершенно другие возможности для работы, - отмечает Иншаков. - В съемках эпизода, который займет в фильме 30 секунд, задействуют 150 машин, 100 человек, 20 камер, и сниматься все это великолепие будет две недели. У нас проще и одновременно сложнее. Чаще всего снимать автотрюк приходится с одного дубля, а для этого необходимо точно рассчитать местно размещения камер, скорость- Но вот трюк ради трюка - такого в нашем кино не бывает. Каждый мельчайший элемент фильма должен работать на сюжет.
"Каскадеры? Да они же сумасшедшие!"
Недавно вышел на экраны российский фильм, снятый с поистине голливудским размахом. Речь об "Антикиллере", о котором "Лимузин" написал еще до премьеры (-6 2002 г.). Да, машины тут бьются, взрываются, обстреливаются и даже летают. Нельзя не признать, что многочисленные автожертвы в полном соответствии с замыслом творческой группы призваны, с одной стороны, держать зрителя в напряжении, с другой - являются почти полноправными героями картины.
Над фильмом работали люди разного жизненного и профессионального опыта. Если на счету постановщиков трюков Олега Корытина и Игоря Новоселова сотни фильмов, то для оператора Антона Антонова это первое полнометражное кино, хотя автомобильную телерекламу ему снимать уже приходилось. Антон сознался: "Автотрюки снимать было интересно, хотя и непросто. Ставили по 5-6 камер, подолгу обсуждали каждую сцену с каскадерами. Совершенно новый опыт, который наверняка понадобится в будущем".
Над "Антикиллером", по признанию режиссера Егора Михалкова-Кончаловского, группа работала с юношеским энтузиазмом и обзавелась собственными ноу-хау, как снимать фильм-действие в России. Кое-какие из них Егор открыл "Лимузину". Так, один и тот же "Ягуар" в "Антикиллере" ухитрился поучаствовать в трех разных эпизодах, красиво профигурировав в начале, середине и конце фильма, и остаться в целости. Даст Бог, и в "Антикиллере-2" снимется- Трудились ребята с огоньком, с полной самоотдачей, и не только когда взрывали, дрались, дырявили "Хаммер" и поднимали в воздух "Ауди". Исполнитель главной роли Гоша Куценко, например, три своих автомобиля пожертвовал на благо фильма.
"Каскадеры? Да они же сумасшедшие!" - темпераментно воскликнул Егор Михалков в ответ на вопрос о том, какое расстояние лежит от идеи до воплощения впечатляющих сцен бандитских разборок, погонь, автомобильных сражений.
Игорь Новоселов, каскадер и постановщик трюков в "Антикиллере", в кино с 1985 года ("Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Шестой", телесериал "Монах", "Что сказал покойник"). Он часто смотрит фильмы с пультом в руках, перематывая особо "острые" кадры туда-обратно. На таких фильмах, как "Такси", "Такси-2", "Жара в Лос-Анджелесе", считает Игорь, и поучиться можно, они дают толчок воображению. В одном из фильмов бондианы Игорю запомнился роскошный автотрюк: прыжок автомобиля через реку, да еще с разворотом в воздухе на 360 градусов. В "Антикиллере" ему удалось проделать нечто подобное, правда прыгал не через реку, а через ряд стоящих автомобилей во время перестрелки. И еще: в фильме был побит рекорд по дальности и высоте полета автомобиля. Помните головокружительный прыжок вишневой "Ауди"? Автомобиль коснулся колесами троллейбусных проводов(уровень третьего этажа) и преодолел в длину 30 метров. Такого не делал еще никто.
"Отполирую и с разгона разобью!"
Увы, такие богатые возможности по убийству автомобилей предоставляются не всегда, чаще приходится работать с машинами дряхлыми, отслужившими свой век. Для выполнения красивого трюка двигатели приходится форсировать, кузова укреплять, чтобы они не смялись, приземлившись на крышу, - иначе может пострадать исполнитель трюка.
Погони, скоростные проезды можно, конечно, снимать за несколько дублей. Ну а когда автомобиль бьется, взрывается - тогда уж будь любезен справиться за один раз, второго шанса не бывает по объективным причинам. "Но все равно бить машины жалко, особенно редкие, - сознается Игорь Новоселов. - Довелось мне поработать на американской картине "Красный треугольник", и была там совершенно кошмарная сцена с участием "Шевроле-Каприс". Сначала его догоняли, потом били со всех сторон и в конце концов на железнодорожном переезде зажали между двумя поездами- Или в "Антикиллере" был момент с "Линкольном": пришлось при съемке аварии снимать несколько дублей, так как наш человек, до фанатизма влюбленный в автомобили, сидя за рулем "Линкольна", так и не смог уронить его на бок - сердце дрогнуло и раз, и другой. А вот когда на его место уселся счастливый владелец "Москвича" - у него все получилось сразу. Видимо, на почве социальной ненависти.
"Бесшабашные давно на кладбище"
Постановщик трюков Константин Кищук на своем веку разбил немало автомобилей, и это неудивительно - за 25 лет ему пришлось поработать в пяти сотнях фильмов, бывало и по 38 картин в год. В группе каскадеров, с которой он работает - Владимир Карпович, Николай Сулимовский, Игорь Сазонов, сыновья патриархов Артем Кищук, Женя Карпович, - повторяться не принято. Нет ни одного трюка, похожего на другой, в каждом обязательно своя изюминка.
Не осуществленная пока мечта Кищука - побить рекорд по количеству переворотов автомобиля, который сегодня составляет 12 полных оборотов. Пару лет назад для этого почти все удалось подготовить - сорвалось в последний момент по банальной причине, материальной. Впрочем, Константин много где был первым. Уникальные трюки воплощены в "Крестоносце", в том числе прыжок двух машин через движущийся поезд. Одна успешно пролетает над платформой товарняка, вторая пробивает цистерну с бензином и взрывается. Так вот, Константин управлял этой второй. Никому не удалось и совершить прыжок с вертолета на трех работающих мотоциклах с высоты 2000 метров - с приземлением и продолжением движения ("Крестоносец"). Константину, немало времени отдавшему мотокроссу, и его друзьям это удалось.
Кищук уверен: "В нашей профессии бесшабашных и смелых людей нет, - все бесшабашные давно на кладбище лежат. На первый план выходят здравый смысл, расчеты, математика, физика, компьютер. И опыт, нюх, чутье. В любых расчетах погрешность есть всегда. А у нас погрешности просто не должно быть".
Подтверждать справедливость этих слов Константину приходится ежедневно: - На съемках картины "Тайная прогулка" был оператор скептически настроенный. Словом, оторвал я кусочек от сигаретной пачки, положил на дорогу и поспорил с этим оператором на ящик шампанского, с разгону переверну мотоцикл спидометром точно на эту бумажку. Фильм был про войну: я в немецкой форме еду на мотоцикле, а мне партизаны стреляют в спину. "Получил пулю", перевернулся, поднимаем мотоцикл - бумажка, как и следовало, под спидометром.
Бывают, к сожалению, и промахи. Самый непростительный (и не по вине каскадера) произошел на съемках сериала "Марш Турецкого". В первоначальном варианте предусматривалось перпендикулярное столкновение машины и мотоцикла. Прицелиться в бок идущему автомобилю, перепрыгнуть через его крышу, упасть вместе с мотоциклом в воду- "Волге" предстояло разбиться вдребезги. Организаторы из Ялты не дали машину "на убой" - не нашли другой, кроме машины зам. Директора Ялтинской киностудии. Пришлось на мотоцикле разгоняться по набережной и уходить под автомобиль. Кищук переворачивался метров за 8-9 до воды. "Волга" должна была пролететь рядом с ним - от бампера до головы два сантиметра, а он - уйти вместе с мотоциклом под воду. Но второй режиссер дал задержку на старте на четыре секунды, и вместо набегающей волны Константин попал на камни. Сломал ребра, плечо, пробил легкое. Голову, правда, сберег. "Но трюк был интересный, даже выдающийся, другого такого в карьере, пожалуй, не было, и аплодисменты сорвал - на набережной зевак полно, и все визжали от восторга", - сегодня Константин вспоминает об инциденте даже с удовлетворением.
У каскадеров есть свои приметы. Чем спокойнее себя ощущаешь перед работой, тем хуже. А если есть какое-то нехорошее предчувствие, напряжение, то все будет хорошо. В тот раз, похоже, расслабились под крымским солнышком.
Кинокухня
Все, что появляется как новое, - на самом деле хорошо забытое старое. Уровень трюков вырос за счет техники съемок, компьютера, но остальное по-прежнему делается теми же тросами, трамплинами, веревками- Хотя машины стали мощнее: раньше автомобиль мог пролететь по воздуху 20 метров, сейчас пролетит 40. Десять лет назад нельзя было на мотоцикле прыгнуть через перила, теперь можно - резина появилась другая, скорости под 300 км/ч.
Легче с самыми простыми машинами, - убежден Константин Кищук. - Когда автомобиль нашпигован электроникой, обычно он отказывает в самый неожиданный момент. Так что машину для трюков приходится максимально упрощать. Порой полмотора выкидывается- Случалось трюки выполнять совсем без двигателя. Положили для равновесия под капот два мешка с песком, растолкали с горки до 90 км/ч и ну через деревянный забор на стройку кувыркаться! Все по привычке пытался газку поддать.
Ситуация, когда машина пролетела по воздуху метров 50 и приземлилась на четыре колеса - такого в принципе не может быть. Делают несколько планов, используются две машины - одна летит, вторая якобы приземляется. От законов физики не уйдешь - как не усиливай раму, сколько амортизаторов ни ставь, хоть по четыре, колеса все равно отвалятся. Приход машины (момент соприкосновения с твердью земной) делается уже на другой скорости и снимается отдельно. Потом есть монтаж. Такая вот кухня кино.
А самое обидное - это когда трюк не входит в фильм. И давно уже назрела необходимость в новых профессиях: оператор трюковых съемок, монтажер трюковых кадров. Любую интересную вещь можно испортить неправильной подачей-
Улыбнитесь, каскадеры!
О случаях трагических, драматических моментах, которые случаются в их опасной работе, каскадеры говорят не очень охотно. Но, конечно, "смешные случаи на уроках" вспомнить не прочь. Вот один из них - из практики Константина Кищука.
Снимается кино на сельскую тему. Задача - обогнать автобус на грузовике, доверху груженном бутылками с водкой, и перевернуть все это богатство в кювет. Оцепление тем временем остановило два "пазика" с колхозниками - везли народ с поля на обед. Ну, они остановились и смотрят. А камеры были в кустах попрятаны, про то, что идет киносъемка, никто не знает. В бутылках, конечно, вода, но они на заводе запечатаны. Машина под завязку, и еще над бортом торчат два ящика со "Столичной", привязанные веревкой. Два дубля сделал - у автобуса скорость небольшая, и я не мог из-за этого разогнаться как следует, чтобы хватило разбега для переворота. Там ни трамплина, ничего - просто надо было уйти от лобового столкновения, выйти на поле и уже там перевернуться. На третьем дубле пропустил автобус, разогнался как следует, перевернулся и пришел на крышу. Машина повисла в канаве, я успел отстегнуться, выбраться из сиденья, сижу в кабине - естественно, не на полу, а на крыше, педали над головой, - и наблюдаю, как вся эта толпа ринулась водку собирать. И никому даже в голову не пришло поинтересоваться - а как там водитель, жив ли?
Елена Андреева